Изменения в ЕГЭ по химии в 2022 году

Рассмотрим изменения в ЕГЭ 2022 года по химии, представленных ФИПИ:

  1. В экзаменационном варианте общее количество заданий уменьшено с 35 до 34. Это достигнуто в результате объединения контролируемых элементов содержания, имеющих близкую тематическую принадлежность или сходные виды деятельности при их выполнении.

  2. Элементы содержания «Химические свойства углеводородов» и «Химические свойства кислородсодержащих органических соединений» (в 2021 г. – задания 13 и 14) будут проверяться заданием 12. В обновлённом задании будет снято ограничение на количество элементов ответа, из которых может состоять полный правильный ответ.

  3. Исключено задание 6 (по нумерации 2021 г.), так как умение характеризовать химические свойства простых веществ и оксидов проверяется заданиями 7 и 8.

  4. Изменён формат предъявления условий задания 5, проверяющего умение классифицировать неорганические вещества, и задания 21 (в 2021 г. – задание 23), проверяющего умение определять среду водных растворов: в текущем году потребуется не только определить среду раствора, но и расставить вещества в порядке уменьшения/увеличения кислотности среды (рН).

  5. Включено задание (23), ориентированное на проверку умения проводить расчёты на основе данных таблицы, отражающих изменения концентрации веществ.

  6. Изменён вид расчётов в задании 28: требуется определить значение «выхода продукта реакции» или «массовой доли примеси».

  7. Изменена шкала оценивания некоторых заданий в связи с уточнением уровня их сложности и количеством мыслительных операций при их выполнении. В результате этого максимальный балл за выполнение работы в целом составит 56 баллов (в 2021 г. – 58 баллов).

Изменение содержания заданий ЕГЭ-2022 по химии

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) является одной из форм государственной итоговой аттестации учащихся и проводится в соответствии с Федеральным законом об образовании Российской федерации. Общее содержание экзаменационной работы соответствует федеральному государственному образовательному стандарту. В 2022 году будут сдавать ЕГЭ учащиеся, которые, начиная с первого класса, обучались в соответствии с ФГОС. По этой причине по всем предметам, в том числе и по химии, происходит изменение содержания экзаменационных материалов; это изменение будет осуществлено в 2022 и 2023 годах.

Общая характеристика работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей.

Первая часть содержит 28 заданий с кратким ответом, среди них 20 заданий базового уровня сложности, каждое из которых при правильном выполнении оценивается в 1 первичный тестовый балл (задания 1-5, 9-13, 16-21, 25-28), и 8 заданий повышенного уровня сложности, каждое из которых максимально может быть оценено в 2 балла (задания 6-8, 14, 15, 22-24, 26).

Вторая часть включает 6 заданий с развёрнутым ответом высокого уровня сложности.

Таблица 1

Уровень сложности                 
Номера заданий                      
Максимальный первичный балл / % от максимального первичного балла за работу  

1-я часть

Базовый 1-5, 9-13, 16-21, 25-28  20 / 35,7
Повышенный 6-8, 14, 15, 22-24, 26  16 / 28,6
Всего:  36 / 64,3
2-я часть
Высокий 29  2 / 3,6
30  2 / 3,6
31  4 / 7,1
32  5 / 8,9
33  4 / 7,1
34  3 / 5,4
Всего:
 20 / 35,7
Итого:
 56

Распределение заданий и максимальный первичный балл за выполнение задания

В таблице 2 проводится сопоставление формата заданий теста ЕГЭ-2022 по химии по сравнению с 2021 г.

Номер вопроса в ЕГЭ-2022                                 
Номер вопроса в ЕГЭ-2021                            
Комментарий                                                                                 
1-4 1-4 Совпадение по форме и содержанию
5 5 Новая форма вопроса
6 7 Совпадение
7 8 Совпадение
8 9 Совпадение
9 10 Совпадение
10 11 Совпадение
11 12 Совпадение
12 13, 14 Новая форма вопроса
13 15 Совпадение
14 16 Совпадение
15 17 Совпадение
16 18 Совпадение
17 19 Совпадение
18 20 Совпадение
19 21 Совпадение
20 22 Изменение формы вопроса
21 - Новая форма вопроса
22 24 Совпадение
23 - Новая форма вопроса
24 25 Совпадение
25 26 Совпадение
26 27 Совпадение
27 28 Совпадение
28 Новая форма вопроса
29 30 Совпадение
30 31 Совпадение
31 32 Совпадение
32 33 Совпадение
33 34 Совпадение
34 35 Совпадение


Выводы
  1. Уменьшилось число вопросов с 35 до 34. Это произошло в результате исключения вопроса 6 (ЕГЭ-2021) и объединения вопросов 13 и 14 в один вопрос и добавления вопроса 23.

  2. Уменьшился максимальный первичный балл с 58 до 56. Это произошло в результате исключения вопроса 6 (базовый уровень сложности, уменьшение на 1 балл), объединения вопросов 13 и 14 (базовый уровень сложности, уменьшение на 1 балл), снижения уровня сложности вопросов 20 и 21 с повышенного на базовый (уменьшение на1 балл каждого).

  3. Принципиально изменились вопросы 5 (классификация неорганических веществ), 12 (свойства углеводородов и их функциональных производных), 21 (понятие о кислотности среды), 23 (расчёт характеристики химического равновесия с использованием табличной формы представления данных), 28 (расчётная задача базового уровня сложности).

Пособие "Химия. ЕГЭ-2022. Тематический тренинг. Задания базового и повышенного уровней сложности" от издательства Легион разработано с учетом изменений ФИПИ 2022 года.



Примеры новых заданий в егэ по химии 2022 года

Вопрос 5:

Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная).

Среди предложенных формул веществ, расположенных в пронумерованных ячейках, выберите формулы: А) двухоснóвной кислоты; Б) средней соли; В) амфотерного гидроксида

1
NaH2PO4
2
Zn(OH)2
3
HNO2
4
H2SO3
5
H3P
6
ZnO
7
Zn
8
NH4NO3
9
Fe(OH)2

Запишите в таблицу номера ячеек, в которых расположены вещества, под соответствующими буквами.

1.jpg

Базовые знания

   Гидроксидами называются вещества, которые соответствуют оксидам. Оснóвным оксидам соответствуют оснóвные гидроксиды (основания), амфотерным – амфотерные гидроксиды, кислотным – кислородсодержащие кислоты.

   Амфотерным оксидам соответствуют амфотерные гидроксиды. Амфотерные оксиды образуют атомы металлов в степенях окисления +3 или +4; амфотерными являются оксиды ZnO, BeO, Al2O3, Cr2O3, Fe2O3 и оксиды некоторых других металлов.
      Zn(OH)2 = ZnO + H2O

      2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O

   Кислотами называются сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка. По составу кислотного остатка кислоты классифицируют на кислородсодержащие (H2SO4, HNO3) и бескислородные (HCl, H2S, HCN), по числу атомов водорода — на одноосно́вные (HF, HCl, HCNS) и многоосно́вные (H2CO3, H3PO4).

   Солями называются продукты полного или частичного замещения атомов водорода в кислотах на катионы металла или группы NH4+ или, другими словами, соли – электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металла (или аммония) и анионы кислотного остатка.

   Соли классифицируют на:

      а) средние, например: К2SO3 – сульфит калия, CuCl2 – хлорид меди(II);

      б) оснóвные, например: CuOHCl – гидроксохлорид меди(II), FeOH(NO3)2 – гидроксонитрат железа(III);

      в) кислые, например: NaHSO4 – гидросульфат натрия, Ca(HCO3)2 – гидрокарбонат кальция;

      г) комплексные, в состав которых входит сложный катион или анион, состоящий из атома металла-комплексообразователя и лигандов, например: Na[Al(OH)4] – тетрагидроксоалюминат натрия, [Ag(NH3)2]ОН – гидроксид диамминсеребра(I).

Анализ и решение

Необходимо, во-первых, определить класс каждого из предложенных в задании веществ и, во-вторых, правильно записать ответ.

  1. NaH2PO4 – состоит из атомов натрия и остатка фосфорной кислоты H3PO4, класс солей. В кислотном остатке имеются атомы водорода, следовательно, соль – кислая. Ответ неверный.
  2. Zn(OH)2 – состоит из атомов цинка (металл) и гидроксильных групп, класс гидроксидов. Гидроксид цинка – амфотерный гидроксид (обязан знать). Ответ В – 2.
  3. HNO2 – азотистая кислота (обязан знать). Одноосно́вная кислородсодержащая кислота. Ответ неверный.
  4. H2SO3 – сернистая кислота (обязан знать). Двухосно́вная кислородсодержащая кислота. Ответ А – 4.
  5. H3P – летучее водородное соединение (фосфин). Ответ неверный.
  6. ZnO – оксид цинка, амфотерный оксид. Ответ неверный.
  7. Zn – металл. Ответ неверный.
  8. NH4NO3 – состоит из групп NH4 и остатка азотной кислоты HNO3. Соль средняя. Ответ Б – 8.

Вывод: правильные ответы найдены. Оставшийся вариант рассматривать не будем.

Ответ: 428.

Вопрос 12:

Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и гомологов бензола, стирола). Основные способы получения углеводородов (в лаборатории). Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Основные способы получения кислородсодержащих органических соединений (в лаборатории).

Из предложенного перечня выберите все вещества, при взаимодействии которых с раствором перманганата калия в кислой среде образуется карбоновая кислота.

  1. гексен-1
  2. бензол
  3. метилбензол
  4. этилацетат
  5. уксусный альдегид

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ: _______ .

Базовые знания

В кислой среде раствор перманганата калия KMnO4 способен окислять спирты, альдегиды, непредельные углеводороды (алкены, алкины, диены) и их производные, боковые цепи ароматических углеводородов.

Анализ и решение
Необходимо, во-первых, определить класс каждого из предложенных в задании веществ, во-вторых, проверить возможность протекания реакции и, в третьих, правильно записать ответ.
Необходимо, во-первых, определить класс каждого из предложенных в задании веществ, во-вторых, проверить возможность протекания реакции и, в третьих, правильно записать ответ.

1) Гексен-1 – алкен, должен реагировать с подкислённым раствором перманганата калия с разрывом кратной связи и образованием углекислого газа и валериановой кислоты.

   CH3(CH2)3–CH=CH2 + KMnO4 + H2SO4 → CH3(CH2)3–COOH + CO2 + K2SO4 + MnSO4 + H2O

Вывод: ответ 1 – правильный.

2) Бензол. Не окисляется раствором KMnO4.

   C6H6 + KMnO4 ≠

Вывод: ответ 2 – неверный.

3) Метилбензол, или толуол, - C6H5–CH3. Возможно окисление группы CH3.

   C6H5–CH3 + KMnO4 → C6H5–COOH + K2SO4 + MnSO4 + H2O

Вывод: ответ 3 – правильный.

4) Этилацетат CH3COOC2H5 – сложный эфир. Не должен окисляться раствором KMnO4/

   CH3COOC2H5 + KMnO4 ≠

Вывод: ответ неверный.

5) Уксусный альдегид CH3CHO, должен окисляться раствором KMnO4.

   CH3CHO + KMnO4 + H2SO4 → CH3COOH + K2SO4 + MnSO4 + H2O

  • Вывод: ответ правильный.
    Ответ: 135.
  •  
    Вопрос 21:

    Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная.
    Для веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов, имеющих одинаковую концентрацию (моль/л).

    1. Na2SO4
    2. Fe(NO3)2
    3. K2SO3
    4. НClO3

    Запишите номера веществ в порядке возрастания значения pH их водных растворов.


    2.jpg
  • Базовые знания

    При растворении электролита в воде происходит его взаимодействие с молекулами воды. В результате происходит диссоциация электролита, смещается положение равновесия диссоциации воды и изменяется кислотность среды.

    При растворении кислот в результате их диссоциации образуются катионы H+ и среда становится кислой, pH < 7. В растворах сильных кислот концентрация катионов H+ больше, чем в растворах более слабых кислот, и величина pH меньше. Например, в растворах с концентрацией 0,1 моль/л для соляной кислоты pH ≈ 1, для уксусной кислоты рН ≈ 2,9.

    При растворении щелочей образуется большое количество гидроксид-ионов OH, pH > 7.

    При диссоциации солей образующие их катионы и анионы будут взаимодействовать с молекулами воды. Гидролизом называется реакция обменного взаимодействия соли и воды, в результате протекания которой смещается положение равновесия диссоциации воды и изменяется кислотность среды. Степень гидролиза, как правило, составляет доли процента и только в отдельных случаях достигает заметных значений. Наиболее выражены процессы гидролиза солей, в состав которых входят катионы слабых оснований и/или анионы слабых кислот. В растворах солей, в состав которых входят катионы слабых оснований, среда кислая, pH < 7. В растворах солей, в состав которых входят анионы слабых кислот, среда щелочная, pH > 7. Чем более слабым является основание или кислота, образующие соль, тем больше будет степень гидролиза и больше изменение кислотности среды и величины pH. Например, для раствора AlCl3 с молярной концентрацией 0,1 моль/л рН ≈ 3,1, раствора NH4Cl ≈ 5.

    Вывод: 

    1. необходимо определить классы веществ и возможность протекания гидролиза по формулам веществ;
    2. в растворах растворимых оснований среда щелочная, в растворах кислот – кислая, причем концентрация катионов H+ в растворах более слабых кислот будет меньше, а величина рН – больше;
    3. определить относительную силу катионов, взаимодействующих с водой: кислотность среды будет тем больше отклоняться от нейтральной в кислую сторону (следовательно, рН меньше), чем более слабым основанием образована соль;
    4. определить относительную силу анионов, взаимодействующих с водой: кислотность среды будет тем больше отклоняться от нейтральной в щелочную сторону (следовательно, рН больше), чем более слабой кислотой образована соль;
    5. для солей, которые образованы сильными основаниями и сильными кислотами условно будем считать среду нейтральной.
    Решение
    1. Na2SO4 – сульфат натрия. Средняя соль, образована сильным основанием NaOH и сильной средней кислотой, гидролизу не подвергается. Среда – приблизительно нейтральная
    2. Fe(NO3)2 – нитрат железа(II). Средняя соль, образован слабым основанием Fe(OH)2 и сильной азотной кислотой HNO3. Гидролиз по катиону Fe2+, среда – кислая.
    3. K2SO3 – сульфит калия. Средняя соль, образована сильным основанием KOH и кислотой средней силы H2SO3. Гидролиз по кислотному остатку (по аниону), среда – щелочная.
    4. НClO3 – хлорноватая кислота. Сильная кислота. Среда – кислая.

    Понятно, что концентрация катионов H+ будет наибольшей в растворе HClO3, следовательно, pH этого раствора будет иметь наименьшее значение.

    Кислотность раствора Fe(NO3)2 будет меньше, чем раствора HClO3, потому что степень гидролиза редко бывает большой.

    В растворе K2SO3, имеющем щелочную среду, величина pH будет наибольшей.

    Вывод: величина рН будет увеличиться в последовательности

                 HClO3 < Fe(NO3)2 < Na2SO4 < K2SO3

    Ответ: 4213.

    Вопрос 23: 

    Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Расчёты количества вещества, массы вещества или объёма газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ.

    В реактор постоянного объёма поместили некоторое количество оксида серы(IV) и кислорода. В результате протекания обратимой реакции в реакционной системе

    2SO2(г) + O2(г) ⇄ 2SO3(г)

    установилось химическое равновесие.

    Используя данные, приведённые в таблице, определите серы (X) и исходную концентрацию кислорода (Y).

    Реагент SO2(г) O2(г) SO3(г)
    Исходная концентрация, моль/л 0,6
    Равновесная концентрация, моль/л 0,3 0,4

    Выберите из списка номера правильных ответов.
    3.jpg
    4.jpg

    Анализ и решение

    Пусть объём системы V = 1 л, тогда изменение концентрации численно равно изменению количества вещества.

    1) Вычисляем изменение количества вещества одного из реагентов (SO3):

       ∆n(SO3) = 0,4 – 0 = 0,4 моль

    2) По изменению концентрации SO3 по уравнению реакции вычисляем количество вещества, вступившее в реакцию, других реагентов (SO2 и O2):

    5.jpg

    3) Вычисляем количество вещества оксида серы(IV) в состоянии равновесия и исходное количество кислорода:

       n(SO2)равн. = 0,6 – 0,4 = 0,2 моль

       n(O2)исх. = 0,3 + 0,2 = 0,5 моль

    и переносим в таблицу (показаны полужирным шрифтом).

    Вывод: X = 0,2 моль/л (2), Y = 0,5 моль/л (5).

    Ответ: 25.

    Вопрос 28:

    Расчёты массы вещества или объёма газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ. Расчёты массовой или объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчёты массовой доли (массы) химического соединения в смеси.

    Из 150 кг природного известняка при взаимодействии с азотной кислотой был получен нитрат кальция массой 196,8 кг. Вычислите массовую долю (%) примесей в указанном известняке. (Запишите число с точностью до целых.)

    Ответ: ____ %.

    Базовые знания

    Решение любой расчётной задачи по химии подчиняется достаточно строгому алгоритму.

    1) Составить уравнение реакции.

    2) Понять главный вопрос задачи.

    3) Установить логическую связь: количество какого из веществ необходимо найти, по количеству какого вещества производим расчёт.

    4) Произвести расчёты и ответить на главный вопрос задачи.

    Решение:

    1) Составляем уравнение реакции:

       CaCO3 + 2HNO3 = Ca(NO3)2 + H2O + CO2

    2) Главный вопрос задачи – найти массовую долю примесей в известняке.

       Массовая доля вычисляется по формуле

       ω = mчасти/mвсего образца

       Массовая доля примесей

       ω(примеси) = 100% - ω(CaCO3),

    Вывод: необходимо найти количество CaCO3, расчёт производим по Ca(NO3)2.

    3) Производим расчёт и находим количество и массу CaCO3.

    6.jpg

    а) находим количество Ca(NO3)2

       M(Ca(NO3)2) = 164 г/моль

       n(Ca(NO3)2) = m/M = 196,8/164 = 1,2 моль

    б) находим количество и массу CaCO3

       x = 1∙1,2/1 = 1,2 моль CaCO3

       M(CaCO3) = 100 г/моль, m(CaCO3) = 1,2∙100 = 120 г

    4) Находим массовую долю примесей.

       ω(CaCO3) = 120/150 = 0,8, или 80%

       ω(примеси) = 100 – 80% = 20%.

    Ответ: 20.

    7.jpg